Схема управления двигателем двумя тактовыми кнопками

Схема управления двигателем двумя тактовыми кнопками

Управляющее устройство предназначено для работы с любым маломощным электродвигателем постоянного тока. Мощность двигателя ограничена только характеристиками использованных в схеме транзисторов. Питание схемы может выполняться от пальчиковой батарейки или иного источника постоянного тока.

Схема управления двигателем двумя тактовыми кнопками

В составе схемы предусмотрены две кнопки на замыкание, которые включают двигатель и выбирают направление вращения ротора. В качестве опции в схему можно добавить светодиодный индикатор, указывающий на включенный двигатель и направление вращения.

Устройство собирается на доступных компонентах и не требует настройки.

Принципиальная схема устройства

Принципиальная схема изображена на рисунке. В основу устройства положена пара одинаковых транзисторных ключей, управляемых кнопками.

Схема управления двигателем двумя тактовыми кнопками

Транзисторы соединены последовательно с электродвигатель «М» постоянного тока, который является для них коллекторной нагрузкой. При срабатывании кнопки «Кл1» плюс источника питания подается коллектор транзистора «Т1» через электродвигатель «М», а на его базу – через резистор «R2». «Т1» открывается, по обмотке двигателя «М» начинает проходить ток, под действием которого происходит вращение ротора. Дополнительно включается светодиод «Vd1», прямой ток которого задается резистором «R3».

При срабатывании кнопки «Кл2» аналогичным образом функционирует противоположное плечо схемы на транзисторе «Т2» и индикаторном светодиоде «Vd2». При этом ток через электродвигатель «М» проходит в обратном направлении и вращение ротора происходит в другую сторону.

Двигатель «М» своим конечным сопротивлением по постоянному току дополнительно защищает транзисторы «Т1», «Т2» от перегрузки. Конденсатор «С» обеспечивает «мягкий» старт двигателя в момент поступления на него напряжения от источника.

Требуемые радиодетали

В составе схемы применяются:

  • электродвигатель;
  • пара транзисторов ВС547 – http://alii.pub/5l6vyg
  • конденсатор на 100 нФ – http://alii.pub/5n14g8
  • три резистора 220 Ом, 0,25 Вт – http://alii.pub/5h6ouv
  • две кнопки на замыкание без фиксации – http://alii.pub/5nnu8o

Сборка схемы

В качестве несущей основы схемы используется электродвигатель. Монтаж выполняется на весу, в местах пересечения на выводы компонентов схемы одеваются кембрики для защиты от короткого замыкания.

Первым делом формуем транзисторы и припаиваем к выводам двигателя.

Схема управления двигателем двумя тактовыми кнопками

Схема управления двигателем двумя тактовыми кнопками

Далее в ход идут резисторы согласно схемы.

Схема управления двигателем двумя тактовыми кнопками

Подключаем провода источника питания.

Схема управления двигателем двумя тактовыми кнопками

Теперь, если подать на схему ток, то ничего не произойти, если кнопки не нажаты. Но стоит нажать на одну из кнопок, как двигатель закрутится. Если нажать на другую кнопку, вал мотора будет крутиться в другую сторону.

Схема управления двигателем двумя тактовыми кнопками

Схема управления двигателем двумя тактовыми кнопками

Смотрите видео

Один комментарий к “Схема управления двигателем двумя тактовыми кнопками

  1. мне одному кажется что радиодетали тут лишние? достаточно двух полюсного тумблера на три положения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


вернуться наверх
Меню
Самоделки
Adblock
detector